Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).

♦ Интенсивно идет сенсомоторное развитие: вертикальное положение тела расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.

♦ Осуществляется речевое общение, развивается понимания речи взрослых, увеличивается запас слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).

♦ Возникает способность к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.

♦ Ребенок овладевает предметными действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

♦ Растет любознательность ребенка (Он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и пр.

♦ Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых).

♦ Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов по цвету, форме).

♦ Происходит становление элементарного самосознания («Я сам»).

♦ Начинает формироваться способность к произвольной саморегуляции.

♦ Ребенок приучается к чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций.

♦ Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма.

♦ Возникает кризис 3 лет как утверждение самостоятельности.

Новообразование: феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого.

Из новообразований кризиса 3 лет — тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на действия взрослого.