М.Монтессори - известный итальянский врач и педагог начала прошлого века. Она накопила и обобщила огромный опыт работы с маленькими детьми, создав целую систему, которой успешно пользуются уже около ста лет.

Занятия по методике Монтессори предполагают развитие самостоятельности малыша. Ребенка не нужно заставлять. Его нужно заинтересовать, что бы он работал с материалом сам и с удовольствием. А это, конечно, достаточно трудно.

Кратко перечислим основные упражнения по методике Монтессори. Некоторые из этих идей встречались полностью или частично в нашей коллекции детских игр. Многие упражнения требуют специально подготовленных материалов (фигуры, тела, дощечки, рамки и вкладыши). Эти материалы часто достаточно дорогие и обычно приобретаются для обучения детей только специальными Монтессори-центрами.

  1. Многие упражнения основаны на следующем: рассортируй по парам, составь в ряд, найди недостающий член ряда.
  2. Переливание воды из лейки в мерный стакан и назад. Для изучения объема, изучения понятий «больше- меньше».
  3. Рамки с застежками, пуговицами, бантами, кнопками, липучками и т.п. для развития моторики и умения пользоваться всем этим в жизни.
  4. Чистка металла чистящими средствами для развития координации.
  5. Уход за срезанными живыми цветами для развития эстетического чувства.
  6. Хождение по линии. Затем ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.) во время движения по линии для развития равновесия.
  7. Слушать тишину (как тикают часы, капает кран и т.п.).
  8. Поиграть, приветствуя друг-друга
  9. Десять кубиков разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см. Кубики выкладываются вертикальной и в горизонтальной в плоскости различными способами. Изучение понятий большой- маленький, больше-меньше, больше чем-меньше чем.
  10. Десять призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Изучение тех же понятий, кроме того изучение понятия «толстый- тонкий» и т.д.. Играть можно комбинируя с кубиками.
  11. 10 штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Используются для изучения понятий длины (короткий- длинный и т.д.), для измерения, для тренировки глазомера и в комбинации с предыдущим материалом.
  12. Цилиндры и блоки с углублениями, чтобы цилиндры туда вставлять и вынимать. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Изучаются понятия размера (высокий- низкий, толстый- тонкий, большой- маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий- мелкий, широкий- узкий и т.д.). Далее похожая работа с цветными цилиндрами.
  13. Цветные таблички. Изучение цветов, подбор одинаковых по цвету. Таблички одного цвета, но разных оттенков. Ребенку необходимо их подобрать. Изучение понятий «светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый» и т.д..
  14. Различные геометрические фигуры – прямоугольники, треугольники, трапеции, круги, многоугольники и др.- вкладыши. Рамки с соответствующими выемками. Задача ребенка подобрать фигуру к рамке. Изучение названий фигур.
  15. Вкладыши и рамки в виде листьев. Подбор рамки и вкладыша, запоминание образа листьев и пород деревьев. Собирание гербария.
  16. Разнообразные геометрические фигуры разного цвета. Нужно составлять из этих фигур другие, например шестиугольник составить из треугольников.
  17. Объемные геометрические тела (шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пирамида и др.) и геометрические фигуры (основания этих тел). Нужно находить тела которые катаются или опрокидываются. Находить их на ощупь, сортировать по этому признаку. Побор к объемному телу плоской фигуры – его основания (проекции).
  18. Доска с гладкой и с шершавой поверхностью (обтянута шершавой бумагой). Изучение этих понятий.
  19. Шершавые поверхности с разными зернами. Изучение понятий : «крупный - мелкий, крупный - крупнее - самый крупный» и т.д.
  20. Кусочки ткани одинаковые попарно. Необходимо с завязанными глазами подобрать пару. Изучение названия тканей по волокну. Понятия гладкий - шершавый.
  21. Взвешивание на руках табличек и знакомство с понятиями легкий, тяжелый, легче, тяжелее и т.д. в т.ч. с закрытыми глазами. Упорядочивание по весу. Взвешивание с помощью гирь.
  22. Красные и голубые коробочки заполнены материалами которые издают разные шумы от тихого до громкого. Каждой красной коробочке идентична одна голубая. Необходимо путем сравнения подобрать пары. Построение ряда в зависимости от уровня шума. Изучение понятий тихий- громкий, тише- громче и далее.
  23. Звоночки издающие звуки различной высоты (пара) и имитация белых и черных клавиш пианино. Необходимо разобрать звоночки по парам поставив их у клавишной доски. Построение ряда звуков. Изучение понятия высокий- низкий звук и т.д.
  24. Пары коробочек с пахнущими веществами внутри (кофе, гвоздика, анис и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары. Изучение содержимого и других пахнущих веществ, цветов и т.д.
  25. 4 пары растворов: сладкий, соленый, кислый и горький. Рассортировать растворы по парам пробуя на вкус. Определение по вкусу жидкости.
  26. Пары кувшинов с водой разной температуры. Необходимо рассортировать по парам используя ощущения. Изучение понятий теплый-теплее и далее.
  27. 10 красно-голубых штанг, разделенные цветом на отрезки по 10 см. Изучение счета от одного до 10-ти наглядно с помощью отрезков. Цифровые таблички ставятся в соответствие штангам. Построение ряда.
  28. Таблички на которых наклеены цифры из шершавой бумаги. Проводя рукой о цифре ребенок запоминает форму и написание.
  29. 45 однотипных предметов и цифры от 0 до 9. Необходимо сопоставить каждой цифре свое количество предметов.
  30. Цифры и кружки. 55 кружков и цифры от 1 до 10. Необходимо выложить ряд как в предыдущем случае и понять, что четные числа можно разделить пополам (тебе - мне) поровну, а нечетные поровну не делятся.
  31. Для введения десятичной системы берется поднос с 10 отдельными бусинами, 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин, 1 кубом по 1000 бусин. Составление различных множеств.
  32. Большой комплект карт. Он состоит из четырех комплектов по 9 карт в каждом, на которых стоят следующие числа: от 1 до 9 зеленого цвета, от 10 до 90 синего цвета, от 100 до 900 красного цвета, от 1000 до 9000 зеленого цвета. Цель: познакомиться с символами.
  33. Сопоставление бусин и карт.
  34. Берется произвольное количество бусин любых разрядов. Если в этой выборке окажется более 9 бусин одного разряда, то ребенок должен заменить его на более высший.
  35. 9 стержней с бусинами от одной до девяти. Счет, сравнение.